В БАЙКАЛЬСКОМ ЗАПОВЕДНИКЕ ИЗУЧАЮТ ПОСЛЕПОЖАРНЫЕ ПОЧВЫ
Лесные пожары в Байкальском заповеднике имеют природное происхождение: тайга загорается от молний при прохождении сильных гроз; особенно опасны так называемые «сухие грозы», при которых нет дождя. В 2015 г. у перевала Мишиха – Убур-Хон на восточной границе заповедника и землях смежных лесхозов образовалась крупная гарь, привлекшая особое внимание специалистов.
«В заповеднике средний размер гари на северном макросклоне обычно невелик и составляет от считанных гектар до нескольких их десятков. Но 2015 год был очень сухим и жарким, а зимой накануне выпало снега меньше нормы, и за май – июнь запасы влаги в верхнем слое почвы и лесной подстилке стали совсем невелики. Поэтому гроза, случившаяся в середине июня, привела к возгоранию в верховьях Левой Мишихи. С пожаром боролись почти два месяца, и здесь сформировалась самая крупная за историю заповедника гарь, – рассказывает геоботаник Наталья Гамова. – Этот участок новой гари примыкал к ранней, 1974 г., а на некоторых участках ещё и прошёл её повторно. Послепожарные изменения в растительности называются по-научному пирогенные сукцессии, и процесс естественного возобновления леса я изучаю на постоянных пробных площадях. Но также стало интересно узнать, что же происходит и с почвами, поэтому для совместной работы пригласили коллег с кафедры геохимии ландшафтов и географии почв географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова».
Подробнее на официальном сайте Байкальского заповедника:
https://baikalzapovednik.ru/news_2024/tpost/b854v9sk5..Межгорная котловина в верховьях Левой Мишихи после пожара 2015 г. Фото Н. Гамовой
Полевые работы: описание почвенного разреза и отбор проб. Фото Н. Гамовой
#заповедноебратство