В XIX веке две дороги сходились в Мысовой: Кяхтинский купеческий (Удунгинский тракт) из Кяхты в Мысовую и Кругобайкальский тракт из Иркутска на Амур.
Газета «Восточное обозрение, №186, 29 августа 1899 г.:
«В 1872 году, когда проводился Кругобайкальский тракт, на южном берегу Байкала не было ни одной живой души. В видах заселения 10 августа 1872 года генерал-губернатором было сделано распоряжение о вызове желающих поселиться. Вследствие этого при Мысовской почтовой станции поселились семьи Низовцова, Турабова, Суворова и Власова…»
Село тянулось рядами домов вдоль Кругобайкальского почтового и Купеческого торгового трактов. До начала строительства железной дороги село Мысовое имело 72 двора, в которых проживало 298 жителей. Примерно 46 дворов располагалась по обеим сторонам Кругобайкальского тракта и 26 дворов – по обеим сторонам Купеческого тракта, где большая часть домов стояла с левой стороны, ближе к речке. Все государственные учреждения, такие, как здание этапа (пересыльная тюрьма), почтово-телеграфная контора, почтовая станция, - располагались в восточной части села с правой стороны Кругобайкальского тракта.
Земледелием местные жители не занимались вследствие отсутствия чистых от леса мест и трудностей разработки земли, бывшей под лесом.
Главными занятиями местного населения являлись: извоз, торговля и ремесла (изготовление различных средств переноски и передвижения: саней, телег, волокушей, корзин, котомок, упряжи и т.д.).
Естественно, ловили рыбу, занимались пушным промыслом и сбором ягод, но в основном жили «с кнута и гужа», т.е. – с извозного промысла и всего, что было с ним связано: кузнечного, шорного, санного, тележного и других сопутствующих ремесел.
Так, в конце XIX века в Забайкальской области извозным промыслом занимались 14 165 хозяйств, составляющих 15,2 % от общего числа. В том числе в Селенгинском округе им занималось 4 103 хозяйства, т. е. 23,5 % всех хозяйств этого округа.
Из книги «Заселение Московского тракта и изучение русских говоров Сибири», Григорьев А.Д., 1921 г:
«Извозчики нанимаются здесь (в Забайкальской области) обыкновенно не на весь путь, а на один из участков: от Мысовой (или зимою Иркутска) до Верхнеудинска, от Верхнеудинска до Кяхты, от Верхнеудинска до Читы, от Читы до Сретенской. Кроме Московского тракта, пользуются также (новым) купеческим трактом от Кяхты до Мысовой через р. Темник и вдоль р. Удунги, который делится на участки: Иркутск-Мысовая, Мысовая-Удунга и Удунга-Кяхта. В извоз идут с мая до начала сенокоса, в сентябре, а также в течение двух зимних месяцев января и февраля. В течение года каждый успевает сделать от 3 до 5 концов. Из Иркутска везут в Верхнеудинск, Кяхту, Читу, Нерчинск и на Амур мануфактурные товары, из Верхнеудинского округа – хлеб и спирт. С востока на запад везут чай и другие иностранные, преимущественно американские, товары, при чем все чаи из Кяхты зимою следуют по купеческому тракту, а летом привозятся к пристани Билютайской на р. Селенге, а отсюда на баржах в Иркутск…»
Газета «Восточное обозрение, №141, 6 июля 1899 г.:
«… Удунгинский тракт в настоящее время представляет картину необычайного оживления. В прежние годы лето являлось обыкновенно мертвым сезоном, так как все грузы из Кяхты к Байкалу и от Байкала в Троицкосавск и Кяхту отправлялись по р. Селенге, и лишь ничтожная часть, предназначенная для местного потребления, шла через Удунгу, гужем. Совсем иначе обстоит дело в настоящем году; пароходы по Селенге, можно сказать, совсем не ходят, и вся масса чая и других товаров направляется, главным образом, сухим путем. Обозы тянутся в оба конца непрерывно. Через Удунгу ежедневно проходит лошадей 200-300.
Отсутствие пароходных рейсов по Селенге вызвало скопление товаров в Кяхте и Мысовой, а число возчиков возросло в сильной степени. В прошлом году по р. Джиде был неурожай; цены на хлеб непомерно поднялись, и вот теперь джидинские казаки должны были обратиться к извозу, как к одному из важнейших подсобных промыслов. Среди ямщиков мало было бурят; теперь буряты составляют чуть ли не большинство, тогда как в прежние годы они извозом почти не занимались. Это уже прямое последствие эпизоотии 97 г., нанесшей скотоводческому бурятскому хозяйству такой страшный удар, от которого они вряд ли оправятся или, по крайней мере, едва ли скоро оправятся.
Провозная плата от Кяхты до Мысовой – 1р.50 к. за место черного чая весом до 5 ½ п. На воз кладется места по 4 , по 5 , на слабых лошадей и по 3. Таким же образом, считая в среднем по 4 лошади на ямщика, и по 4 м. на воз, ямщик получит 24- 25 р., из этой платы следует исключить дорожные расходы; если взять самый благоприятный случай, когда ямщику не приходится долго ждать в Троицкосавске, суток двое, не больше, когда самая перевозка грузов от Кяхты до Мысовой не встречает особенных препятствий – а при таких условиях на эту перевозку требуется пятеро суток, - то сумма дорожных расходов достигнет 9-10 р. Остается р. 14-15 в неделю на 4-х лошадей…»
Источники: А.В. Хобта. Мысовая. Научно-популярное издание. Серия "История станций ВСЖД", Иркутск, 2011; А.Д. Григорьев «Заселение Московского тракта и изучение русских говоров Сибири», 1921 г.; газета "Восточное Обозрение", 1899 г.