Рекламный баннер 990x90px ban1
100
105.71
Рекламный баннер 728x90px main1

ХРОНИКИ МЫСОВОЙ - ВОЗДУШНЫЕ ШАРЫ ВО ВРЕМЯ РУССКО-ЯПОНСКОЙ ВОЙНЫ

ХРОНИКИ МЫСОВОЙ - ВОЗДУШНЫЕ ШАРЫ ВО ВРЕМЯ РУССКО-ЯПОНСКОЙ ВОЙНЫ

Газета «Восточное Обозрение» № 175, 24 июля 1904 г.

Г. Мысовск, Забайкальской обл.

В 9 часов вечера 13 июля по Мысовску, как молния, распространилась весть о виденном в это время на ст. Посольской воздушном шаре, освещавшем свой путь (?) при помощи рефлектора синим и белым светом. По всем станциям из Посольской были разосланы соответствующие депеши с вытребованием из Мысовой охранной стражи.

В 10 часов вечера шар появился над Мысовском. Несколько очевидцев, в числе коих был и местный жандарм, сообщили, что видели в указанное время промчавшийся шар с быстротою приблизительно около 80 верст в час по направлению к Танхою.

Около 11 часов из Танхоя сообщили по телефону, что шар уже видели там.

На рассвете 14 июля на станции опять распространилась весть: «шар!», «японский шар!».

На сей раз я удостоился быть очевидцем пролета «японского шара»; все встревоженные известием спорили и горячились, глядя на обыкновенную утреннюю звезду, постепенно по мере наступления утра померкнувшую, что присутствующими объяснилось за удаление шара.

Надо заметить, что большинство очевидцев явилось из местного собрания и станционного буфета, а потому и немудрено, что стоявшая на месте звезда была принята за летящий шар…

На другой день встревоженный мысовский обыватель был занят исключительно разговором о виденном японском шаре.

При этом, как и подобает в подобных случаях, добавили, что на ст. Посольская одним из охранных стражников стрелял по пролетавшему шару и не попал только благодаря быстроте его полета.

цель поездки японцев на шаре объяснялась одними за желание потопить ледокол и попортить Кругобайкальскую дорогу; другие же более дальновидные предполагали, что японцы прилетели в пределы России с целью предложить русским очистить Маньчжурию и отдать японцам Забайкалье…

Упоминание о летящем шаре появляется и в другой газете, «Забайкалье». Корреспондент газеты «Забайкалье» поведал, что близ станции Селенга бригада проезжавшего товарного поезда видела этот «шар», когда он сидел на земле.

Таинственный неопознанный летающий объект видели над Забайкальем и в конце 1904 года.

«Начальник разъезда № 48 депешей от 30 октября сообщил по начальству, что стрелочником К. в 5 часов 25 минут вечера замечен воздушный шар, летевший над поездом с запада на восток. Вид шара формы сигары. При входе поезда на мост путевым сторожем был дан обычный сигнал рожком, что «путь свободен», – писала та же газета «Забайкалье».

- Пассажиры шара, вероятно, услышали этот сигнал и круто повернули на юг, причем позади него минуты три сильно искрилось. Искры лились беспрерывной струей. После этого маневра все погрузилось во мрак. Показания стрелочника отчасти подтверждаются словами санитаров, прибывших с поездом № 36. Они тоже видели на юге, как в воздух сыпались искры, но за дальностью расстояния больше ничего не могли рассмотреть. Как при первом появлении шара (13 июля), так и при последующих (22 сентября и 30 октября) отмечена сигарообразная форма шара. Только искры из него сыпались в октябре, а раньше были прожекторы и даже, по наблюдению офицеров в бинокль, 14 июля около Адриановки в хвосте шара был красный фонарь, а в середине прожектор, свет которого то исчезал, то появлялся. Очевидно, сигнализируя».

Во время русско-японской войны воздушные шары и аэростаты активно применялись на фронте в Манчжурской армии. Основной боевой задачей являлась воздушная разведка, которая могла определить число и характер оборонительных линий, сооруженных японцами, обнаружить расположение и передвижении войск противника.

В 1904 г. создан воздухоплавательный батальон двухротного состава, в распоряжении которого было два змейковых аэростата. Штабы армий наперебой старались заполучить его — настолько назрела потребность в новых средствах наблюдения, особенно в условиях пересеченной местности Маньчжурии. Поэтому позднее были сформированы 2-й и 3-й воздухоплавательные батальоны (по одному на каждую маньчжурскую армию), снабженные более совершенной материальной частью, но они прибыли на театр военных действий уже к концу войны. Однако в самый разгар боев деятельность этих частей пришлось свернуть, так как иссякли материалы, необходимые для газодобывания, а кроме того, вышла из строя часть аэростатов. Положение усугублялось тем, что в России не было отечественного производства по изготовлению оборудования: оболочек для аэростатов, газодобывающих аппаратов, двигателей для автомобильных лебедок.

Русско-японская война застала военное воздухоплавание в России неподготовленным к полевым действиям, и оно не могло оказать серьезного влияния на ход боевых операций.

В 1906 г. были «составлены соображения» для создания 10 полевых батальонов и 13 крепостных воздухоплавательных рот. Три батальона, принимавшие участие в Русско-японской войне, были расквартированы в Омске, Иркутске и Никольск-Уссурийске.

Иркутск был назначен местом дислокации 2-го Восточно-Сибирского полевого воздухоплавательного батальона, прибывшего сюда в 1906 г. Первоначально его разместили в пригороде Лисиха, в уже переставших действовать к этому времени 5-м и 6-м военных госпиталях, а затем расквартировали на территории 4-й полицейской части города в частных домах, компактно расположенных на улицах Верхней и Средней Амурских (ныне ул. 25-го Октября и Седова), Провиантской, 3-й и 4-й Иерусалимских (ныне ул. Трилиссера и 4-я Советская). По штатному расписанию «число нижних чинов батальона составляло 677 человек, а офицеров и классных чинов – 18 человек». Командовал воинским подразделением подполковник Ф.А. Лихачев.

Во время пребывания в Иркутске военные провели ряд уникальных опытов и экспериментов по развитию и совершенствованию специального оборудования и летательных возможностей шара: «2-й Восточно-Сибирский воздухоплавательный батальон 17 и 27 августа 1907 г. организовал интересные полеты свободных аэростатов, которые доказали, что возможно перелететь Байкал в заданном направлении. Батальон успешно организовал и зимнюю практику для воздухоплавателей».

Японцы также применяли аэростаты, в том числе при осаде Порт-Артура, обеспечив успех артиллерийского обстрела русского броненосца "Ретвизан" в 1904 г.

Чей же шар пролетал тогда над Байкалом: японский или русский?

Источники: авиару.рф - «Воздухоплавательные части в русско-японской войне 1904-1905 гг»;

http://irkipedia.ru – «Иркутск, история. Военные воздухоплаватели».



Оставить сообщение:

Рекламный баннер 728x90px main2
Рекламный баннер 240x200px right1
Рекламный баннер 240x200px right2
Рекламный баннер 240x200px right3