В 1911 году Святейшим Синодом постановлено в г. Мысовск Забайкальской епархии учредить женскую общину с наименованием "Успенская Мысовская Женская Община» с таким числом сестер, какое община будет в состоянии содержать на собственные средства.
А также, назначить настоятельницею сей общины монахиню Успенского монастыря Пензенской епархии, Викторину, по предварительном сношении с Пензенским Епархиальным Начальством.
К началу XX в. в Забайкальской епархии было три мужских православных монастыря: Селенгинский Свято-Троицкий, Посольский Спасо-Преображенский и Чикойский Иоанно-Предтеченский, а также женский Читинский Богородицкий (с мая 1915 г. – Покровский) монастырь и женский Мысовской Успенский монастырь.
Все перечисленные обители имели разное благосостояние и занимались разными видами хозяйственной деятельности.
Самыми «бедными» были женские монастыри, организованные в конце XIX – начале XX вв.: Читинский Богородицкий и Мысовской Успенский. Связано это было, вероятно, с тем, что в это время государство уже не раздавало, как ранее, казенные земли, а также в отсутствии земельных владений и в небольшом капитале монастырей.
Видя бедственное положение общины, Читинский архиерейский дом для ее поддержания передал во временное пользование два покосных участка земли и одну пахотную статью. Про эти же участки, в ряде случаев, говорится, что они взяты в аренду. По ведомости о земельных владениях монастырей Забайкальской епархии на 1917 г. за Мысовской обителью сохранилось только 1,5 дес. усадебной земли, или же ее не имелось вообще.
Согласно данным архивных источников, единственным занятием сестер женского монастыря епархии Мысовского, было разведение скота, но его количество было слишком малым для значительного числа насельников. Небольшое количество скота отмечалось за монастырем на всем протяжении его существования. Кроме этого в Мысовском женском монастыре практиковались занятия рукоделием. Выращиванием хлеба и рыболовством в монастыре не занимались за неимением угодий. Встречаются сведения об огородничестве, под огороды использовалось 5 дес. арендуемой у города на срок в 15 лет земли. Вся же монастырская земля – это 1,5 дес. под постройками в 1,5 версты от г. Мысовск.
Из Национального Архива Республики Бурятия, 7 августа 1928 г.:
«Мысовская Успенская женская община имеет одно молитвенное здание, деревянное, одноэтажное. Во дворе имеется 4 деревянных здания. По сведениям в монастыре проживают монахини, число которых неизвестно, коими руководит игуменья Викторина».
По воспоминаниям одной из бывших послушниц, Казелицкой Прасковьи Александровны, в монастыре было около 50 монашек, хор на клиросе состоял из 12 певчих монашек. Из построек было скотный двор, на котором держали коров и лошадей (14 коров и 18 лошадей), баня, пекарня и огород, где садили картофель и овощи для пропитания. Монахини пасли скот, шили одеяла, вязали шали, носки и чулки, летом неводили в Байкале рыбу. Из серебряного ключика брали воду для лечения глаз. В кельях жили по 2-3 монахини, содержались в строгости. На территории монастыря было 3 барака, во время гражданской войны один из бараков был занят под госпиталь. Монастырь просуществовал до 1929 г. После ликвидации скот (коровы и лошади) были угнаны в Кабанск, а монахини разъехались, кто-то вышел замуж и остался жить в Мысовой.
НАСЕЛЬНИК/НАСЕЛЬНИЦА - в церковной традиции это монах и/или послушник (шире – любой житель), постоянно живущий или числящийся как проживающий при монастыре/ските и подчиняющийся его уставу.
Источники: Е.В. Дроботушенко, «Хозяйственная деятельность православных монастырей Забайкальской епархии во второй половине XIX – начале XX века». — г. Чита, Гуманитарный вектор№ 2, 2008 г.