ЛОЦИЯ И ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК ОЗЕРА БАЙКАЛ / ПОД РЕД. ГЕН.-МАЙОРА Ф.К. ДРИЖЕНКО. - САНКТ-ПЕТЕРБУРГ: ГЛ. ГИДРОГР. УПР
ЛОЦИЯ И ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК ОЗЕРА БАЙКАЛ / ПОД РЕД. ГЕН.-МАЙОРА Ф.К. ДРИЖЕНКО. - САНКТ-ПЕТЕРБУРГ: ГЛ. ГИДРОГР. УПР., 1908.
В 141 версте от Култука к востоку расположен город Мысовск
(прежде станция Мысовая) с пристанью железнодорожной переправы Забайкальской железной дороги и двумя пристанями Немчинова. Здесь же и железнодорожная станция, мастерские, депо, конторы, почта, телеграф, таможня, церковь, городская и церковные школы, гостиницы, казармы местных войск, лазареты, магазины и лавки.
…в 1 версте от устья речки Клюевки, находится губа Клюевка, с пристанью того же имени, постройка которой вызвана была оканчивавшимся здесь прежде купеческим Кяхтинским трактом, шедшим по ущелью реки Ивановки.
За выдавшимся почти на 1 версту к северу от устья р. Мысовой низменным берегом, по восточную его сторону, образовалась подобная же Клюевке небольшая губа, названная бухтой Мысовой.
При устье реки и на низменном мысу расположилось селение Мысовая, жители которого занимались преимущественно рыбным промыслом, переотправкой чаев из Кяхты в Иркутск, торговлей и извозом, так как здесь сходятся две дороги: их Кяхты и Иркутск и из Иркутска на Амур.
Пристаней в Мысовой три: бывшая Кяхтинская, защищенная молом, длиною 100 саженей, Немчиновская – скорее гавань, защищенная оградительными молами, которые не доведены до берега с целью дать возможность выхода из бухты наносному льду и Пристань или мол Железнодорожной переправы, выведенная от NW-ой оконечности мыса. Отсюда же направляется Забайкальская железная дорога на Верхнеудинск и далее.
Пароходство Немчинова занималось перевозом к Мысовой почты и пассажиров, а также в Лиственичное чаев, прибывающих гужом. Паром-ледокол «Байкал» с 1900 года переправляет от железнодорожной станции Байкал в Баранчук, на Мысовую уже целые поезда в количестве до 25 вагонов.
Мысовская гавань довольна хорошо защищена от верховика или Баргузина, выступающим берегом Селенги, а также от Култука, который здесь не силен и не опасен под защитой мола.
В гавани Железнодорожной глубина, преобладающая 19 фут
(5.7 метров); в Немчиновской же в северной – 8-10 фут (2.4 - 3 метра), а в южной – 12-13 фут (3.6 - 3.9 метра).
Так как Клюевка ранее очищается ото льда, чем Мысовая, и менее забивается наносным льдом, то ею пользуются пароходы преимущественно в самом начале навигации. Глубина у пристани 6-8 фут (примерно 2.4 метра).
Бухта Мысовая замерзает обыкновенно во второй половине декабря, а вполне освобождается ото льда около половины мая.