Рекламный баннер 990x90px ban1
92.58
103.38
Рекламный баннер 728x90px main1

ЧЕХОВ ПРОЕЗДОМ В МЫСОВОЙ

ЧЕХОВ ПРОЕЗДОМ В МЫСОВОЙ

Антон Павлович Чехов совершил свое знаменитое путешествие по Сибири на Сахалин в 1890 году в качестве корреспондента газеты «Новое время».

Официальная причина поездки - изучение быта переселенцев и каторжан. Писателю предстояло знакомить читателей газеты с суровыми условиями жизни этих людей. Но чеховское путешествие было вызвано и рядом скрытых побудительных мотивов.

Впоследствии писатель объяснил свое решение ехать «на край света» желанием узнать жизнь России, запастись яркими впечатлениями, а самое главное, пережить новые ощущения. Эта цель, как впрочем, и другие, была осуществлена в полной мере. Уже в письмах с дороги Антон Павлович говорил о «непонятном задоре», заставлявшем его рисковать здоровьем, быть на грани между жизнью и смертью, испытывать множество физических неудобств и при этом чувствовать большую радость.

А.П. Чехов, путешествуя в 1890 году на Сахалин, назвал весь Московский тракт «самой большой и самой безобразной дорогой на всем свете: «в продолжение всего года она остается невозможной - весной грязь, летом - кочки, ямы и ремонт, а зимой ухабы…».

Кроме всех прочих невзгод случались на тракте разбои, грабежи и убийства. По сторонам дороги сплошь и рядом попадались кресты - в память об убитых путешественниках.

Вдоль всего Московского тракта на расстоянии дневного пешего перехода располагались тюрьмы и каталажки для ночлега арестантов, бредущих в места ссылки на далекие забайкальские рудники.

Добравшись до Иркутска и прожив там неделю, Чехов 11 июня выехал к Байкалу, намереваясь из Лиственничной отправиться на пароходе через озеро до станции Боярской и далее продолжать путь на лошадях до Сретенска.

В конце 19 века пассажирские грузоперевозки по Байкалу осуществлялись компанией «Байкальское пароходство» по маршрутам: Лиственничное-Посольск и Лиственничное-Боярское или Клюевская пристань. Чехову пришлось задержаться на первой же станции вблизи Иркутска (не дали лошадей). И когда он и его спутники (поручики Шмидт и Меллер, ученик Иркутского технического училища, впоследствии сотрудник местных газет – И.А.Никитин) добрались до Лиственничной, оказалось, что пароход ушел, и нужно ждать его несколько дней. Они решили рискнуть и на случайном пароходе поплыли до станции Клюево.

В конце XIX века в связи с постройкой Кяхтинского (Удунгинского) купеческого тракта и интенсивным развитием торговли в Мысовой, купцы Клюевы в 7 верстах от Мысовой построили свой причал на небольшом мысе. Мыс был выбран неслучайно, так как он вдавался в Байкал, образуя бухту, защищенную от ветров и удобную для причаливания и стоянки судов и лодок. В Клюеве часто причаливали лодки и суда, если причалы в Мысовой были заняты.

Вот как описывает свою переправу через Байкал А.П.Чехов:

« Ехали мы на купеческом судне в III классе, а вся палуба была занята обозными лошадьми, которые неистовствали, как бешенные. Эти лошади придавали моей поездке особой колорит: казалось, что я еду на разбойничьем пароходе…»

Переплыв через Байкал, Чехов высадился на причале в Клюеве. В Клюеве сторож взялся довезти их багаж до станции Мысовой; он ехал, а они шли позади телеги пешком, любуясь живописными окрестностями:

«Дорога лесная: направо лес, идущий в гору, налево лес, спускающийся вниз к Байкалу. Какие овраги! Какие скалы! Тон у Байкала нежный, теплый. Было, кстати сказать, очень тепло. Пройдя 8 верст, дошли мы до Мысканской станции (т.е. до почтовой станции Мысовой), где кяхтинский чиновник, проезжий, угостил превосходным чаем, и где нам дали лошадей до Боярской».

В то время в Мысовой была почтовая станция II класса и ямщики занимались извозом по доставке почты и перевозке людей до следующего почтового станка («станок» - так до революции называли почтовую станцию). Выехав из Мысовой на почтовых лошадях он доехал 20 верст до селения Боярское, где была почтовая станция IV класса, а лошади вернулись обратно в Мысовую. Из Боярского должны были быть почтовые лошади в сторону Кабанска, но они вовремя не прибыли в Боярское и Чехову пришлось в ожидании почтовых лошадей пробыть на почтовой станции 3 дня.

В Боярском Чехов гостевал в доме №54 по ул. Трактовой (возможно этот дом еще цел), это был постоялый двор, называвшийся в Сибири «Домом на связи» и состоял из земской и ямской изб. Антон Павлович в земской половине пил чай, хвалил сибирский хлеб и удивлялся любви местного населения к черемше. Только на 4-й день прибыли лошади из Кабанской волости, и в тот же день Чехов на сменных почтовых лошадях был уже в Верхнеудинске.

В память о пребывании Чехова в Боярском, в 1981 году при проведении лесоустроительных работ в Боярском было образовано Чеховское лесничество Бабушкинского лесхоза.

В музее хранится шутливая миниатюра А.П.Чехова «Жалобная книга» издательства «Художник РСФСР», Ленинград, 1967 г., с замечательными рисунками Михаила Александровича Григорьева. Эта миниатюра впервые была опубликована в марте 1884 года в юмористическом журнале « Осколки».



Оставить сообщение:

Рекламный баннер 728x90px main2
Рекламный баннер 240x200px right1
Рекламный баннер 240x200px right2
Рекламный баннер 240x200px right3