БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ НА ОЗ. БАЙКАЛ В ИЮЛЕ—АВГУСТЕ 1918 Г.,
СОСТАВЛЕННОЕ ПОМОЩНИКОМ НАЧАЛЬНИКА ГИДРОГРАФИЧЕСКОГО
ОТРЯДА И. ТИМОФЕЕВСКИМ, 1 АПРЕЛЯ 1920 Г.
В июне 1918 г. возникшее восстание чехов вынудило советские
войска покинуть г. Иркутск и под давлением превосходных сил
противника постепенно очищать территорию, отходя к востоку.
Учитывая, что единственный путь наступления белых войск должен
пролегать вдоль Кругобайкальской железной дороги через все тоннели
и террасы, т. е. в полосе, прилегающей к южной части Байкала,
советские власти считали, что обстрел неприятеля в указанной полосе
с воды может иметь громадное значение. В силу сего было
приступлено к созданию Байкальской красной флотилии.
Часть водного транспорта бассейна Байкала и Ангары находилась в распоряжении советских войск. В это число входили следующие
суда:
ледокол-паром «Байкал» — двухвинтовой, со стальной
обшивкой, водоизмещением около 6000 т; лед.
«Ангара» —двухвинтовой, стальной, около 3500 т водоизмещением, по типу похож на финские ледоколы «Тармо» и «Сампо»;
буксирный пароход «Кругобайкалец» — железный, одновинтовой, около 30 т;
пароход «Михаил»— смешанной постройки, одновинтовой и еще 2 небольших колесных парохода.
Имея в своем распоряжении восточный берег озера с базами
Мысовская и Танхой, имеющими запасы угдя и причальные линии,
советские войска имели возможность приспособить для боевых
действий суда большого водоизмещения, почему ими на ледокол «Байкал» было поставлено одно орудие на колесах и пулеметы, а ледокол «Ангара» был вооружен лишь двумя 3-дм полевыми орудиями и пулеметами.
Оба остальные винтовые парохода не имели артиллерии,
а снабжались лишь пулеметами. Названные ледоколы, имея хорошие
крепления для больших грузов, не требовали особых работ
по усилению связей набора судна, и орудия просто помещались на
палубе. Сами суда со своей обшивкой были хорошо защищены от
пуль, почему лишь спардек и рубки были забронированы железными
листами, досками и мешками с песком.
В десятых числах августа суда красной Байкальской флотилии
начали свои действия, обстреливая тоннели у ст. Слюдянка,
ст. Байкал, расположение войск белых у с. Лиственичное. Эти
действия, сильно стесняющие продвижение чешских войск вдоль
железной дороги, вынудили их сперва поставить временную батарею
на горе у с. Лиственичное, а потом прибегнуть к созданию
белой Байкальской флотилии в противовес красной.
К описываемому моменту в руках белочешских войск были
«Таразан» и «Иннокентий». Все пароходы колесные, не превышающие
100 т водоизмещения. Первые два из этих судов были
вооружены по одной 3-дм полевой пушке, установленной без подкреплений на корме (стрельба на практике оказалась невыполнимой), и одной деревянной баржей с двумя 48-линейными гаубицами, снятыми с берега у с. Лиственичное.
Действия белой флотилии свелись к тому, что 16 августа она
отбуксировала баржи с десантом к Посольскому монастырю и,
двигаясь обратно на юг, обнаружила у пристаней ст. Мысовской
ледокол «Байкал» и мелкие суда противника. На открытый белыми
с дистанции 20 кабельтовых огонь с вооруженной баржи из гавани
вышел «Байкал», но открыть огня ему не удалось вследствие неудачного расположения артиллерии, вынуждавшей корабль лежать
на кормовых курсовых углах.
Во время маневрирования «Байкал» получил попадание в кормовой руль, что вывело судно из строя и заставило его описывать циркуляцию, во время которой оно получило еще несколько повреждений в борту и спардеке, чем вынудило возвратиться в гавань, а командам оставить горевший корабль.
Для защиты ст. Мысовской вышел один из броневиков
Советской Армии и открыл огонь по судам белых, заставив последних
отойти. После флотилия белых удалилась в с. Лиственичное.
Во время указанного сражения лед. «Ангара» не мог [в нем] принять участия, так как находился у ст. Танхой, где обстреливал
продвижение чешских войск.
Обстрел ст. Мысовской и сожжение «Байкала» в связи с занятием
чехами ст. Танхой заставили советские войска очистить
восточный берег Байкала и территорию до Верхнеудинска. Ввиду
того что лед. «Ангара» не мог войти в р. Селенгу по мелководности
бара, его разоружили, чем красная Байкальская флотилия естественным путем ликвидировалась, а суда «Ангара», «Кругобайкалец» и «Михаил» из-за потери базы были вынуждены возвратиться в с. Лиственичное. Два остальных колесных судна ушли в
р. Селенгу, где вскоре также были оставлены в связи с дальнейшим
отходом фронта.
С занятием белыми всего Байкала надобность в белой Байкальской
флотилии миновала, почему суда были разоружены. На обеих флотилиях никаких специальных кадров не было, все судовые
обязанности выполнялись судовой командой, а артиллерией ведали
сухопутные войска.
Н. Тимофеевский
ЦГАВМФ, ф. p-l, on. 3, д. 678, л. 25. Заверенная копия.