Рекламный баннер 990x90px ban1
92.7
103.25
Рекламный баннер 728x90px main1

ГИБЕЛЬ ЛЕДОКОЛА "БАЙКАЛ" В АВГУСТЕ 1918 ГОДА

ГИБЕЛЬ ЛЕДОКОЛА "БАЙКАЛ" В АВГУСТЕ 1918 ГОДА

С 1918 года железнодорожная паромная переправа прекращает свою деятельность в связи с началом гражданской войны.

В июле 1918 г. из ее судов была образована Красная Байкальская флотилия. В нее вошли "Байкал", "Ангара", "Кругобайкалец", "Малыгин", "Волна" и еще два частных парохода.

Ледоколы предназначались для боевых действий и были вооружены. На ледоколе "Байкал" в носовой части палубы была установлена шестидюймовая мортира, на "Ангаре" - два трехдюймовых орудия и четыре пулемёта. Пароходы "Кругобайкалец" и "Волна" несли сторожевую службу, остальные суда участвовали в транспортных перевозках.

При взятии белыми войсками Иркутска, красные отступали к ст. Байкал и на судах Байкальской паромной железнодорожной переправы и частных судах переправлялись на другую сторону Байкала.

15 июня белочехи заняли с. Лиственичное.

17 июня была занята ст. Байкал

22 июня - ст. Слюдянка.

Кругобайкальская железная дорога от Иркутска до Слюдянки оказалась под контролем белой армии.

В этих условия красные моряки могли лишь обстреливать войска белогвардейцев с ледоколов и пароходов.

В августовские дни 1918 г. и произошла трагическая гибель "Байкала"...

Существует несколько версий о гибели парома-ледокола "Байкал", отличия их значительны, разница заключается в числах, месте гибели и других важных деталях.

Приведем одну из версий, изложенную в книге В.В. Вертянкина "История ледокола Ангара", которая основана на воспоминаниях электрика ледокола "Байкал" А. Тимошенко.

Белочехи, высадив свой десант в тыл отступающим частям Красной армии в районе Посольска, на пароходе "Феодосий с двумя баржами отправились в Мысовую. Белое командование, вероятно, получило сведения, что "Ангары" в Мысовой нет, а "Байкал", вооруженный допотопной мортирой, не представлял серьезной угрозы.

При приближении "Феодосия", как только он обнаружил свои враждебные намерения, "Байкал" стал выходить из вилки для принятия боя. Однако, после прямого попадания в корму, ледокол потерял управление, капитан ледокола М.П. Алексеев по приказу комиссара флотилии Власова, маневрируя машинами, сумел завести судно обратно в вилку. Обстрел Мысовой продолжался. После попадания в надстройку "Байкал" загорелся. Попытка загасить пламя насосом с парохода "Кругобайкалец" не имела успеха. Красногвардейцы и команда ледокола эвакуировались на берег. Пламя охватило весь ледокол. Горящая мачта упала на тягу гудка, и объятый пламенем "Байкал" издал протяжный леденящий душу последний гудок.....

Ледокол-паром выгорел до железнодорожной палубы.

В 1920-х гг. "Ангара" отбуксировала обгоревший корпус ледокола в порт Байкал, где с него были демонтированы паровые котлы, которые затем установили в котельном отделении Иркутского кожевенного завода №1 (есть версия, что два котла работали в котельной Иркутской РЭБ флота).

В начале 1930-х гг. судно разрезали на металл и отправили на Урал на переплавку.

С гибелью парома-ледокола перестала существовать и железнодорожная переправа - выдающийся инженерный, транспортный и военно-стратегический проект, успешно реализованный Российской Империей в начале XX столетия.

Источник: Байкальская паромная железнодорожная переправа: К 100-летию строительства и эксплуатации/ Под общ. ред. В.Г. Третьякова. - Иркутск: издательство Иркутского университета, 2000 г.

гражданскую войну

Оставить сообщение:

Рекламный баннер 728x90px main2
Рекламный баннер 240x200px right1
Рекламный баннер 240x200px right2
Рекламный баннер 240x200px right3