Фотография – одно из самых популярных художественных направлений в мире и благодаря научно-техническому прогрессу доступна сегодня каждому.
Создаваемая как альтернатива живописи, фотография со временем превратилась в самостоятельный вид изобразительного искусства, и одним из самых востребованных в XIX веке жанров являлся фотопортрет. Сегодня мы можем рассматривать тысячи фотоснимков, на которых изображены люди, смотрящие на нас из прошлого.
Процесс создания первого фотопортрета был очень сложным: позировать заказчику приходилось до двадцати минут, требовались профессиональные приборы и правильное освещение.
Для подобного вида деятельности создавались специально оснащенные помещения – фотоателье.
Обстановку ранних ателье составляли фотоаппарат, кресло или стул со специальным зажимом, который придерживал голову, чтобы клиент мог долго просидеть в одной позе. Часто для фотосалонов использовались бывшие мастерские художников.
Фоны, статуи и прочую атрибутику фотограф также мог заимствовать у живописцев. Чаще всего для заднего фона использовались изображения пейзажей, зданий в классическом стиле или драпировка. Интерьер же был более однообразный – резная деревянная мебель, перила, имитация каменных колонн, вазы.
Фотографией занимались люди разных сословий и специальностей –дворяне купцы, мещане, крестьяне, доктора медицины, зубные врачи, аптекари, военные в отставке, секретари, советники, студенты. Самый большой процент среди владельцев фотографических заведений составляли художники.
Было трудно уследить за прекращением работы фотоателье в одном месте и началом работы в другом, поэтому в 1858 году открытие, закрытие, продажа, переезд, содержание, сдача в аренду фотомастерских было решено взять под строгий контроль.
Для открытия фотомастерской нужно было получить специальный билет у обер-полицмейстера и требовалось два свидетеля (которые убедят полицмейстера в благонадежности «открывателя»), а также уплата пошлины (два рубля серебром в год).
Всего одного документа для открытия фотомастерской было недостаточно. Без разрешения Московской ремесленной управы владелец не имел права открывать фотоателье.
Ремесленная управа — это как современный Роспотребнадзор. Вот ее главные требования: «Чтобы заведение соответствовало местности, по способу производства было расположено удобно, устроено со всеми предосторожностями от пожара и производства смрада и порчи воды, а также вредного влияния вообще на здоровье».
В 1965 году на продукцию фотосалонов была введена цензура: принят закон о печати, в котором говорилось, чтобы владельцы фотоателье «не выпускали из своих заведений произведения светописи без обозначения фирмы фотографии и, во-вторых, чтобы снимки с картин и эстампов печатали не иначе, как с цензурного дозволения».
Для надзоров в фотоателье ввели альбомы или шнуровые книги, в которые вставлялись по одному экземпляру всех исполняемых работ. А за нарушение правил, владельцы подвергались денежному штрафу. Провинившийся платил в первый раз 20 рублей серебром, во второй - 40, в третий – 80.
В Мысовой на главной Николаевской улице (сейчас ул. 3-го Интернационала) существовало 2 фотосалона. В справочнике «Вся Россия: Русская книга промышленности, торговли, сельского хозяйства и администрации: Торгово-промышленный адрес-календарь Российской империи 1899-1917 гг.» упоминаются фамилии фотографов, которые работали в разное время в Мысовой: Лапинский Б.И., Лапинский В.Б. (1911), Бернацкий Ч.И. (1908-1909 гг.) и фотоателье «Декаданс».
В газете "Восточное обозрение" от 20 марта 1898 года упоминается о фотовыставке, устроенной на масленицу для публики инженером Богословским на ст. Мысовая: "...одно введенное инженером Богословским новшество, имело большой успех и достойно полнаго внимания. Г. Богословский устроил выставку своих фотографических снимков видов Забайкалья, Кавказа и некоторых местностей Европейской России. Тут же была вывешена большая географическая карта. Лектор указывал демонстрируемые виды на карте и давал в общих чертах их характеристику.
Слушатели чрезвычайно заинтересовались этими демонстрациями. Многие из рабочих узнавали свои родные места, как например, ссыльные кавказцы. Демонстрации вызывали в памяти зрителей давно забытые картины. Начались воспоминания, разговоры.."
С приходом советской власти многое изменилось. Первое время фотографам, как и художникам, разрешили оставить свои мастерские, но позднее все частные заведения были закрыты. Фотоателье и помещения, и оборудование были изъяты у фотографов. Со второй половины ХХ столетия все ателье принадлежали государству, были подчинены строгим законам и правилам и выглядели совсем по-другому.
В историко-краеведческом музее хранится коллекция старых советских фотоаппаратов.
Приглашаем всех желающих на выставку фототехники из фондов музея «Герои Советского кадра: Память о фотоаппаратах ушедшей эпохи" с 19 по 31 августа в историко-краеведческом музее им. И.В. Бабушкина.