Строительство участка Мысовая - Сретенск было начато в сентябре 1895 г. Начало временного движения – 14 декабря 1899 г., время передачи в эксплуатацию - 1 июля 1900 г.
Строительство участка Танхой – Мысовая было начато в октябре 1899 г. Начало временного движения – 22 октября 1902 г., время передачи в эксплуатацию - 2 августа 1903 г.
ОПИСАНИЕ СТАНЦИИ МЫСОВАЯ ВО ВРЕМЯ ОБЪЕЗДА УЧАСТКА ДОРОГИ ПОДКОММИССИЕЙ ОТ ИРКУТСКА ДО ЧИТЫ.
При станции Мысовая расположен большой продовольственный пункт военного ведомства. Пунктом заведует комендант, но ремонт зданий производится за счет железной дороги, хотя эта последняя не пользуется даже баней пункта. В железнодорожной бане здесь ощущается нужда.
Из помещений продовольственного пункта Подкомиссия осмотрела столовые, находящиеся в длинных деревянных одноэтажных бараках, в которых устроены печи, расположены длинные столы и скамейки.
Здесь же имеется и хлебопекарня. Помещения продовольственного пункта занимаются только проходящими новобранцами.
Отсюда Подкомиссия последовала к жилым домам.
В деревянном одноэтажном длинном доме, имеющим террасу, живут: пом. нач. уч. службы пути, имеющий квартиру в 5 комнат с кухней, счетовод, конторщик и дворник.
Квартира не осматривалась, осмотренная же контора имеет светлое, просторное помещение, состоящее из 3-х комнат.
В складе службы пути имеются деревянные амбары, в которых находятся только самые необходимые материалы.
В помещении железнодорожного училища помещается временно контора по постройке второго пути. Училище занимает деревяный одноэтажный на каменном фундаменте дом, в котором обучаются 52 мальчика и 35 девочек. Общая площадь помещений - 34 кв саж.
Приемный покой и рядом квартира врача вполне соответственны.
Отсюда Подкомиссия последовала к пассажирскому зданию. Помещение для пассажиров I и II кл. достаточно, но для пассажиров III кл. и технической конторы тесно.
На ст. Мысовая имеется депо, служащее оборотным для паровозов Слюдянского и Верхнеудинского участков тяги и самостоятельным для периодического и текущего ремонта пассажирских и товарных вагонов. Паровозное здание площадью в 225,98 кв. саж., кирпичное, прямоугольного типа, с 8-ю стойлами, в два пути. Над каждым стойлом устроено по две вытяжных трубы с опускающимися колпаками. Не вмещающиеся паровозы стоят на открытых путях.
Для промывки паровозов на водопроводной сети для каждых двух стойл устроено по 1 крану, всего кранов 4.
Поворотный круг Селлера, диаметром в 64 фут. Протяжение деповских путей на ст. Мысовая – 1107 пог. саж. Вблизи паровозного сарая в деревянных зданиях помещается мастерская и кузница.
Оборудование мастерских состоит из:
Токарного станка
Болторезного
Сверлильного
Строгального
Сверлильного ручного
Точила ручного
Стуловых тисков
Все станки приводятся в движение от ручного привода. В кузнице установлены: 1 кузнечный горн и 1 медницкий горн, которые работают мехами.
Мастерская выполняет работу по текущему ремонту паровозов и по срочному осмотру и текущему ремонту пассажирских и товарных вагонов. Подъемка вагонов производится на козлах, которых имеется 4 штуки. Паровозный сарай освещается фонарями Галкина, а отапливается чугунными камерными печами. Здания все темные, кузница устроена в деревянном сарайчике.
Водоснабжение ст. Мысовая производится из озера Байкал, водоёмных баков 1 емкостью в 8 куб саж., водоподъемное одно с одним котлом. Вследствие недостаточности воды, доставляемой существующим оборудованием упр. Дороги, предложена установка второго котла.
Дежурная машинистов, состоящая из 16 спален на 48 кроватей, 2 столовых кухни, 2 уборных и сушилки, вполне отвечает своему назначению.
Здание дежурной – деревянное, одноэтажное, спальни расположены по номерной системе.
Отсюда Подкомиссия проследовала в материальный склад. Весь склад огражден забором. Крытых помещений недостаточно, тем не менее, материалы хранятся в порядке. Для легковоспламеняющихся материалов устроен бетонный подвал. Рядом с материальным складом находится товарный двор.
Ст. Мысовая – распорядительная станция 2-го отделения, расположена при городе Мысовске.
У западного семафора кончается 1 отделение и начинается 2 отделение сл. Движения.
Пути имеются:
1. Для приема и отправления 7 путей на 432 вагона;
2. Для нагрузки и выгрузки грузов 3 тупика и 2 пути на 149 вагонов;
3. Для воинских поездов 2 пути на 102 вагона;
4. Для стоянки вагонов 7 путей на 256 вагонов;
5. Для ремонта и стоянки больных вагонов – 4 пути на 88 вагонов;
6. Путей тракционных на 128 вагонов.
Прибывают предметы первой необходимости: керосин, сахар, чай, хлебные грузы, мануфактура, галантерея и т.п.
Отправляются: рыбный товар, не выделанные кожи, рогатый скот, пушной товар.
Помещение товарной конторы – чрезвычайно тесное, в котором работать положительно невозможно.