СОТРУДНИК "ВОСТОЧНОГО ОБОЗРЕНИЯ" - ПОЭТ ИЗ МЫСОВОЙ
СОТРУДНИК "ВОСТОЧНОГО ОБОЗРЕНИЯ" - ПОЭТ ИЗ МЫСОВОЙ
«Восточное обозрение» было еженедельной областной газетой, основанной в Санкт-Петербурге в 1882 году Николаем Ядринцевым. Газета публиковала статьи по географии, истории, этнографии и экономике Сибири, а также - сообщала о научных экспедициях и исследованиях сибирских учёных.
В первом номере Ядринцев изложил свою программу: «… мы предприняли издание, знакомящее Европейскую Россию с Азией и Сибирью, как и обратно – жителей окраин с жизнью и развитием России… Затаенному голосу восточных окраин, их нуждам мы даем случай высказаться откровенно и беспристрастно…».
В начале сотрудниками газеты были преимущественно столичные литераторы и ученые, однако, «столичная печать не могла быть зеркалом провинции», цензурные строгости лишали газету необходимой свободы и в 1888 году издание было перенесено в Иркутск.
В Иркутске появились местные деятельные сотрудники. Участие принимали также политические ссыльные, присылавшие корреспонденции из самых медвежьих углов.
В Мысовой было несколько авторов, которые сотрудничали с «Восточным обозрением» и присылали свои заметки под псевдонимами.
Об одном из них и пойдет речь.
Иван Владимирович Любомудров (1879-1900). Его стихи печатали в газете под псевдонимом «И.В. Л-ров» или за полной подписью.
К сожалению, продолжалось это недолго, в 1900 г. Любомудров был убит в Мысовой.
В газете «Восточное обозрение» за 1901 год напечатали некролог и изложили «душераздирающую» историю несчастного поэта:
«Читатели, вероятно, обратили внимание на несколько стихотворений, напечатанных в «В. Об.» то под инициалами, то за полною подписью И. В. Любомудрова. Стихи отмечены бесспорной искрой таланта, но смерть поторопилась загасить эту искру. Как мы только что узнали, покойный умерь от револьверной пули еще 22 ноября и похоронен в Мысовой.
И. В., состоя прапорщиком, запаса, стремился на восток, куда влекла его не перспектива военных лавров, а желание что-нибудь узнать о судьбе матери, жившей у брата, убитого китайцами, в Тянь-Цзинь. Но в Иркутске его застигла демобилизация и он вынужден быль поступить конторщиком на ст. Мысовую. Здесь над ним стряслась беда: в, ссоре о застрелил конторщика какого-то ж. д. подрядчика и с тех пор, взятый на поруки сослуживцами, жил в Мысовой.
Пред самой смертью судьба еще раз жестоко подшутила над ним. При жизни, мучимый отсутствием вестей о матери, он и в предсмертных муках повторял.: «мама... мамочка...» Когда он уже стоял на краю гроба, получена была телеграмма от матери... Обрадованный, что мать жива, покойный перекрестился и, скоро его не стало. Покойному было всего 22 года. На могилу гроб его провожали товарищи-сослуживцы, глубоко любящие И. В.».