Рекламный баннер 990x90px ban1
99.02
104.5
Рекламный баннер 728x90px main1

МЫСОВСКИЙ СТАРОСТА ИЛИ О ПРЕВРАТНОСТЯХ СУДЬБЫ

МЫСОВСКИЙ СТАРОСТА ИЛИ О ПРЕВРАТНОСТЯХ СУДЬБЫ

1902 года в 31 мая ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР согласно положению Комитета Министров, высочайше повелел соизволить: Мысовский выселок в Забайкальской области возвести на степень безуездного города под названием «Мысовск» Селенгинского уезда с упрощенным управлением.

При упрощённом управлении сход домохозяев города избирал собрание 12-15 уполномоченных (выборщиков), а те выбирали городского старосту и одного-двух помощников.

Городской староста имел чин низкого X класса. У него был свой должностной знак. Должностной знак в России являлся предметом (подвеской или бляхой), носимым на одежде во время выполнения его владельцем служебных обязанностей. Как правило, должностной знак нес на себе разъяснительную надпись — название должности. Помимо этого, должностной знак дополнял собой или заменял форменный костюм.

Согласно Памятным книжкам Забайкальской области, а, также Адресной и справочной книге на 1909 год «Весь Иркутск с отделами Забайкальской и Якутской областей» в Мысовой было несколько городских старост.

В 1909 году должность городского старосты занимал Мангиров Дмитрий Николаевич, помощником его был Буш Павел Иванович, а письмоводителем служил Метельский Иосиф Адамович.

В 1911 Иосиф Антонович Чижевский был избран полномочным города Мысовска, а затем уполномоченными выбран на должность старосты.

ПАМЯТНАЯ КНИЖКА ЗАБАЙКАЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1914 ГОД:

МЫСОВСКОЕ ГОРОДСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Городской староста – Иосиф Антонович Чижевский

Помощник старосты – Иван Дмитриевич Ретин

Уполномоченные города – Стефан Александрович Росцишевский, Павел Иванович Буш, Иннокентий Степанович Арнаутов, Федор Федорович Аленсеев, Михаил Григорьевич Гневышев, Николай Захарьевич Карбаинов, Николай Прокопьевич Попов, Никандр Константинович Суворов, Илья Трофимович Цибиков, Петр Иннокентьевич Белобородов, Никифор Федорович Сараев и Егор Андрианович Орлов.

Про самого Чижевского и его потомков мне хочется рассказать поподробнее.

Родился Иосиф Антонович в 1872 году в Ковенской губернии, г. Велкомир (сейчас это город Укмерге в Литве). Возможно, Чижевский перебрался в Мысовую как раз во время строительства Транссибирской магистрали, поскольку в тот период остро ощущалась нехватка опытных и высококвалифицированных рабочих и специалистов на железной дороге. Для многих людей эта была возможность хорошо заработать.

Старостой Чижевский прослужил до 1917 г. С 1917 по 1920 занимался выжиганием извести, домашним хозяйством, в 1920 году служил инструктором известкового завода от Мысовского Коммунотдела, с сентября месяца 1920 по 22 год служил делопроизводителем Мысовского Коммуонтдела и состоял в профсоюзе. В 1921 году он был арестован, видимо, как царский чиновник, но потом дело прекратили.

С 1922 по 1926 занимался хозяйством, обрабатывал огороды, производил ремонт домов, косил сено, кормил скот, убирал и возил назём.

В 1926 году Чижевский занимался поставками бадана на Госкожзавод, он покупал на местном рынке сырой бадан, пересушивал в устроенных в своем доме сушильнях и сухой переправлял по железной дороге в адрес Верхнеудинского государственного кожевенного завода (завод производил хром и кожу красного дубления).

В 1927 перешел на службу в Верхнеудинский Госкомхоз, затем переехал в Абаканск Хакаского района, где прослужил в госкомхозе старшим десятникои с 1 го мая 1928 года по 30 января 1929, уволен по окончании сезонных работ.

В 1929 году вернувшись домой Чижевский узнает о том, что он лишен избирательных прав.

Лишение избирательного права отнюдь не являлось простой формальностью, поскольку вместе с ним человек терял и другие права и возможности пользоваться социальными благами. Лиц, лишенных избирательных прав и членов их семей, не принимали в учебные заведения, в партию и комсомол, им было сложно устроиться на работу. Лишенцев не брали в колхозы, они не могли стать членами кооператива, артели, а при налогообложении им полагалось «твердое задание». После введения карточной системы в 1928 г. лишенцы не получили карточек и были вынуждены покупать продукты по коммерческим ценам, их также лишали пенсий и пособий.

Чижевский Иосиф Антонович в 1929 году обратился в Кабанскую Районную Избирательную комиссию с жалобой на то, что лишение его избирательных прав несправедливо, так как он служил на общественной выборной должности Старостой и согласно Инструкции перечня лишения прав «старосты» не упоминаются, на этом основании просил комиссию изъять из списка лишенцев его фамилию, и фамилию его жены Михалины Августиновны Чижевской, лишенной избирательных прав, за то, что живет на иждивении мужа. Чижевскому было отказано, как «не доказавшему лояльности соввласти».

Интересна судьба внука Чижевского. Дочь Иосифа Антоновича Владислава выходит замуж за уроженца Могилевской губернии Ковриго Василия Власовича, 1892 года рождения (после революции работал в селе Кырен Бурят-Монгольской АССР техником производителем и был арестован в 1933 году по 58 статье -контрреволюционная деятельность, приговор 10 лет заключения) и у них рождается сын.

В метрической книге о рождении Верхнеудинского Польско-Католического костела за 1918 год имеется метрическая запись о рождении Ковриго (Чижевского) Владислава. Родители: граждане Могилёвской губернии Василий и Владислава (урожденная Чижевская) Ковриго. Сын Владислав родился 25 сентября 1918 г. в г. Мысовске Забайкальской области.

Родители Владислава разводятся, Иосиф Антонович Чижевский усыновляет собственного внука и дает ему свое отчество, имя Владислав со временем меняется на Владимир.

Урожденный Ковриго Владислав Васильевич становится Чижевским Владимиром Иосифовичем

В дальнейшем Чижевские переезжают в Омск, где Владислав/Владимир поступает в речное училище на связиста. Перед войной Владимир Чижевский плавал радистом на тральщике «Архангельск» Мурманского рыболовного флота.

В книге «Их не называли в сводках», написанной героем Советского Союза Макаром Бабиковым и рассказывающей о разведчиках Отряда особого назначения Северного флота, действовавших в годы Великой Отечественной войны на мурманском направлении, в Северной Норвегии есть упоминание про Владимира Чижевского:

«В разведку Владимир Чижевский пришел добровольцем на второй день войны. В летних операциях 1941 года успел «понюхать пороху», показал, что не робкого десятка, в бою не терял голову. Его включили в группу, которую готовили к заброске в Норвегию.

Нужно было следить за противником, не сводить глаз с норвежских портов, из которых следовали на восток пополнение людьми, техника и боеприпасы. Группа, в которую входил Чижевский, должна была или проникнуть в Тромсё, или обосноваться возле него. В этом порту формировались некоторые конвои, а другие, что плыли с юга, меняли охранение. Редко какое немецкое судно шло, минуя Тромсё.

Группа состояла из трех разведчиков. Кроме Владимира Чижевского в нее входило двое норвежцев. Оба — политические эмигранты, покинувшие родину летом 1940 года. Командир группы Ингольф Аспос — родом из Нарвика, рос и учился в Тромсё. Аспос хорошо знал острова, фьорды и селения близ Тромсё. Второй норвежец — Ингвальд Микельсен. За время наблюдения Чижевский передал на свою землю почти четыреста радиограмм, более семидесяти раз оповестил командование о вражеских кораблях и конвоях. По наводке разведчиков подводники и бомбардировщики потопили двенадцать транспортов.

По легенде, Чижевский был норвежцем Альфом Эриксеном, прожившим на советской земле около двадцати лет и получившим там образование.

После почти шестимесячного пребывания в глубоком тылу противника четырем разведчикам, включая Чижевского, разрешено было вернуться. Володя Чижевский съездил в Омск, повидался с матерью.

За образцовое выполнение боевого задания, за доблесть и мужество краснофлотца Чижевского Владислава Иосифовича, радиста морского пункта связи Разведотдела Штаба СФ в октябре 1942 года наградили Орденом Красного Знамени.

Вскоре Чижевский, Аспос и Микельсен стали опять собираться на остров Арней. В феврале 1943 года крейсерская подводная лодка под командованием Николая Лунина отправилась на боевое дежурство к западным норвежским берегам. Командиру лодки была поставлена задача скрытно высадить разведчиков в бухте Молвик на острове Арней.

В этот раз группу разведчиков преследовали неудачи. Сначала шторм смыл в море часть замурованного в расщелинах скал имущества, лишив их продуктов и одежды, затем погиб Ингвальд Микельсен – его задержали на одном из постов, пытаясь вырваться, он бросил за собой гранату, но один из солдат успел прострочить его из автомата.

В августе 1943 гитлеровцы высадили на Арней три сотни солдат и начали прочесывать побережье. Какой-то дотошный немец проследил из засады, как одна из местных девушек, дочь норвежца, который помогал разведчикам— ушла в горы со свертком, а вернулась оттуда без него. Они тут же схватили ее и заставили показывать дорогу. Рядом шли гестаповцы с собаками. Разведчиков враги врасплох не застали. Укрывшись за камнями вблизи своего шалаша, Аспос и Чижевский отчаянно и долго отстреливались. Но фашисты все ближе и ближе подбирались к разведчикам, хотя потеряли убитыми восемнадцать человек. Но вот тяжело ранило Аспоса, он лишился сознания. Чижевский продолжал отбиваться один. Подошли к концу патроны, стрелять стало нечем. Владимир достал последние гранаты и взорвал ими себя, Аспоса и радиостанцию… Вернувшись в поселок, немцы арестовали всех жителей, а через несколько дней расстреляли их, оставив в живых только малолетних детей…

В норвежской литературе, в их историографии есть понятие, как «Трагедия на острове Арней» это тот остров, где погиб Владимир Чижевский. Тела норвежцев и Владимира Чижевского похоронены в братской могиле в городе Тромсё.

ОГРОМНАЯ БЛАГОДАРНОСТЬ ПРАПРАПРАВНУКУ ИОСИФА ЧИЖЕВСКОГО - АЛЕКСЕЮ РОЖКОВУ ЗА ПРЕДОСТАВЛЕННЫЕ ФОТОГРАФИИ ИЗ СЕМЕЙНОГО АРХИВА И ЦЕННУЮ ИНФОРМАЦИЮ О СУДЬБЕ ПОТОМКОВ ЧИЖЕВСКОГО!

Источники: М.А. Бабиков "Их не называли в сводках", Государственный архив РБ, портал "Память народа" - https://pamyat-naroda.ru/



Оставить сообщение:

Рекламный баннер 728x90px main2
Рекламный баннер 240x200px right1
Рекламный баннер 240x200px right2
Рекламный баннер 240x200px right3