Когда-то Мысовская гавань была выбрана для постройки ледокольной пристани железнодорожной паромной переправы - выдающегося инженерного, транспортного и военно-стратегического проекта, успешно реализованного нашей страной в начале XX столетия. Огромный корабль – ледокол-паром пересекал Байкал, перевозя внутри себя целые железнодорожные составы. На берегу Байкала был установлен маяк, для обеспечения безопасного судоходства и навигации. Он был частью грандиозных портовых сооружений Байкальской переправы.
Маяк начал свою работу в апреле 1900 г., когда ледокол-паром "БАЙКАЛ" отправился в свой первый рейс.
Если прийти на берег Байкала и встать лицом к маяку, то слева можно увидеть остатки каменного мола, который был очень длинный – почти пол км. По нему были проложены рельсы, а заканчивался он причальной вилкой, куда заходили корабли.
Береговые маяки по своему назначению могут быть опознавательными ( или указательными) и створными. Первые являются одиночными, а вторые обязательно должны работать в паре. Опознавательные маяки служат для обозначения препятствия в опасных местах, в качестве точки навигации, например, около которой надо совершить поворот, а также служат знаком захода в порт. Наш маяк был как раз опознавательным.
Байкал всегда называли морем, из-за его глубины, площади и объема воды. А раз это море, значит и маяк должен быть морской! Действительно, маячная конструкция была аналогична морской: высокая капитальная башня-нога с винтовой лестницей внутри, ведущей в барабан, на смотровую площадку, где помещался светооптический аппарат, работающий на масле или газе под декоративным навесом в виде купола. Сверху был установлен указатель сторон света и флюгер в виде стрелки.
Как утверждают источники, маяк был изготовлен из прочной сименс-мартеновской листовой стали одновременно с ледоколами «Байкал» и «Ангара» в Англии кораблестроительной фирмой «Sir. W. G. Armstrong Whitworth & Co Ltd». Маячные конструкции вместе с ледокольными судами в разобранном виде были доставлены на Байкал, где их склепали русские мастера.
Маяк светил белым светом. Внутри светооптического аппарата находилась линза Френеля, названная в часть своего создателя - французского физика Огюстена-Жана Френеля, разработанная им специально для использования в маяках. Линзу Френеля называли "изобретением, которое спасло миллион кораблей". Линза была небольшая и за счет особой формы позволяла направлять поток света в сторону кораблей, но не одним тонким лучом, а в виде рассеянного источника. Так дальность действия маяка становилась существенно выше. Мысовский маяк освещал пространство на 270 градусов.
Мысовская гавань, выбранная для строительства железнодорожной пристани, оказалась не совсем удачной. В гавани, открытой для всех дующих на Байкале ветров, ледовые заторы были постоянны и неизбежны. В декабре 1900 года, ломая нагромождения льда в Мысовой, толщина которых в гавани составляла 3,2–4,3 метра, «Байкал» потерял левый кормовой винт с оконечностью гребного вала. В конце февраля 1901 года отремонтированный паром при проходе через ледяной торос потерял носовой винт с оконечностью вала в семи верстах от Мысовой. После этих происшествий зимние рейсы «Байкала» в Мысовую отменили.
В 1903 году строится порт в Танхое. Пристань в Мысовой сохранялась как запасная и постепенно приходила в негодность.
В 1910 году было отдано распоряжение о снятии с пристани наиболее ценного имущества, которое на железнодорожных платформах перевезли в Танхой.
Маяк погас...
Маяк стоит на берегу Байкала уже 125 лет! Он был свидетелем множества войн: русско-японской, первой мировой, гражданской, великой отечественной, свидетелем бурного роста Мысовского поселения и его упадка, свидетелем человеческих триумфов и трагедий.
Маяк встречал первый приход ледокола «Байкал» в Мысовскую гавань, и он же провожал его в последний путь, когда обстрелянный вражеской артиллерией ледокол-паром три дня горел вместе с портовыми постройками.
Маяк является объектом культурного наследия.
Постановлением Совета Министров Бурятской АССР №134 от 26.05.1983 г. сигнальный маяк был признан памятником промышленной архитектуры.
Наша задача сохранить это наследие для будущих поколений.
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Оставить сообщение: