Рекламный баннер 990x90px header-top
81.23
93.84
Рекламный баннер 728x90px center-top

25 октября - День таможенника

25 октября - День таможенника
МЫСОВСКАЯ ТАМОЖНЯ

С постройкой в начале ХХ века Транссибирской железнодорожной магистрали в истории Иркутской таможенной линии, созданной в 1861 г., наступил новый период.
Железнодорожное сообщение привело к резкому расширению объемов работы и задач таможенной службы в Иркутске и на Байкале. Кроме досмотра грузов, провозимых гужевым транспортом и на судах, добавились операции по досмотру грузов и пассажирского багажа на железной дороге, а также личных вещей поездных бригад.
Значительно расширился и ассортимент привозимых товаров азиатского происхождения. Помимо чая из Китая стали возить чесучу, шелковые ткани, обувь, вату в тюках, верблюжью шерсть, козий пух, фарфоровые чашки, серебро в слитках, тибетских баранов, сухофрукты, орехи, сахар-леденец, уксус.

Железнодорожное сообщение с Китаем и русским Дальним Востоком значительно облегчило контрабандистам доставку товаров к Иркутской таможенной линии. Резко возросли и объемы контрабанды, соответственно усложнились задачи борьбы с нею. Все эти факторы привели к реорганизации Иркутской таможенной линии. Прежде всего, изменилась ее структура. Она стала гораздо сложнее.
Значительно увеличилось количество таможенных застав, которые одно время называли участками таможенного надзора, и особенно количество таможенных постов для усиления контроля над грузопотоками и борьбы с контрабандой.

В 1900 г. в линию входили 7 участков таможенного надзора: Иркутский городской, Кяхтинский, Куретский, Лиственничный, МЫСОВОЙ, Сретенский, Тункинский и 30 таможенных постов.

Непосредственно на железной дороге располагались Лиственничный и Мысовой участки.
В Мысовой участок таможенного надзора входили: Клюевскй, Мысовой, Посольский и Усть-Селенгинский таможенные посты, которые контролировали железнодорожный подъезд к Байкалу с востока и район устья реки Селенги наиболее удобный для переправы через Байкал.

В связи с организацией многочисленных таможенных застав (участков) и постов в штатах таможни существенно увеличилось количество досмотрщиков. Практически на каждом таможенном
посту их находилось от одного до трех и более.
В досмотрщики принимались люди всякого звания, не моложе 21 года и не старше 40 лет, хорошего поведения и грамотные. Предпочтение отдавалось отставным и запасным нижним воинским чинам. На верность службе они приводятся к присяге.

В1900 г. в штате поста на станции Мысовая находились старший и младший досмотрщики, на посту на Клюевской пристани – старший досмотрщик, который и возглавлял этот пост.

Еще больше их было на таможенных заставах.
Серьезные изменения произошли и в системе охраны и обслуживания Иркутской таможенной линии. Была создана вольнонаемная таможенная стража. Она разделялась на
пешую и конную.
Стража подчинялась управляющему Иркутской таможней, а также управляющим таможенными заставами и начальникам таможенных постов, на которых стражники несли службу. Все стражники от казны получали оружие, форму и квартиры на заставах и постах, а также и денежное содержание.

Продовольствие, белье и обувь стражники обязаны были приобретать сами. Они были разбиты на три категории: высшую, среднюю и низшую. Стражник высшей категории получал 360 руб. в год, средней – 300 и низшей – 240 руб. Кроме того, конным стражникам на содержание коней и конской амуниции (седел, сбруи и т.п.) дополнительно отпускалось 150 руб. в год. Вооружены все стражники были револьверами и шашками.

Распределение стражников между заставами и постами Иркутской таможенной линии зависело от объемов работы той или иной заставы или поста, от их местоположения и от активности контрабандистов.

На восточном берегу Байкала стражников было меньше.
В частности, на станции Мысовая службу несли 4 пеших и 2 конных стражника, а на посту на Клюевской пристани лишь 2 пеших и 1 конный стражник.

Наиболее сложным и хлопотным участком работы иркутских таможенников стала работа с пассажирами железной дороги и Байкальской переправы. Согласно «Правилам о пассажирских вещах» пассажиры могли провозить беспошлинно лишь личные вещи, как правило, «бывшие в употреблении и необходимые для путешествия». За все остальные вещи иностранного производства они были обязаны платить таможенную пошлину.
За отказ предоставить вещи к досмотру и сопротивление таможенникам взимался штраф от 25 до 100 руб., если эти действия не являлись уголовно наказуемыми.

Досмотр имущества, провозимого по железной дороге, осуществлялся дважды. На станциях Мысовая, Танхой, Выдрино на побережье Байкала и на Байкальской переправе, где находились таможенные посты, осуществлялся досмотр ручной клади пассажиров. Поезда останавливались на этих станциях на 12–15 минут.

Первая мировая война, начавшаяся 1 августа 1914 г., оказала большое влияние на деятельность Иркутской таможни. В течение войны Иркутская таможня никак не могла укомплектовать полностью свои штаты. Чтобы хоть как-то прикрыть самые слабые места в 1916 г. Департамент таможенных сборов по представлению управляющего Иркутской таможней графа С.Д. Татищева упразднил все таможенные посты.

В ее структуре остались шесть таможенных застав: Ангинская, Бодайбинская, Лиственничная, Нохтуйская, Танхойская и Хангинская

Материал взят из статьи И.В.Наумова «Иркутская таможенная линия в 1900-1916гг.» (ВЕСТНИК ИрГТУ №5 (100) 2015)
#Мысовая_История #Таможня #Контрабанда #Таможенный надзор #Станция_Мысовая
21

Оставить сообщение:

Рекламный баннер 728x90px center-bottom
Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Рекламный баннер 200x200px sidebar-right
Рекламный баннер 200x200px sidebar-right
Полезные ресурсы