Замечательный человек Владимир Сорокин недавно сделал нашему музею очень БОЛЬШОЙ И ВЕСОМЫЙ подарок в 100 кг – подарил самый настоящий якорь, найденный в п. Клюевка.
Это якорь Холла, классический безштоковый якорь, советского производства.
Якорь Холла (англ. Hall anchor) — один из главных в XIX и XX веках типов якорей с качающимися лапами. Созданный во второй половине XIX века (в 1885 году англичанином Холлом, управляющим фирмы «Уильям Джессон и сыновья» в Шеффилде, бывшим капитаном) якорь оказал сильное влияние на дальнейший прогресс в этой области.
Его конструкция позволяла, не жертвуя прочностью, заменить дорогую поковку из качественного сортового железа более простым, технологичным и дешевым чугунным или стальным литьём с минимумом механической обработки. Сильное снижение себестоимости и приспособленность конструкции к массовому производству способствовала его успеху. Именно технологический прорыв сделал этот якорь важной вехой в истории якорей.
Изначально якорь был штоковый (шток -поперечина якоря), но в последствии, Холл в следующих моделях своего якоря шток убрал, сделав свой якорь втяжным.
Интересно, что Крейсер «Аврора» — самый первый корабль Императорского флота, оснащенный якорями Холла. Это холловские якоря первоначального образца, не втяжные, а со штоком, поэтому они хранятся у бортов. Такими якорями предполагали оснастить все крейсера типа «Диана», но новинка была поставлена только на «Аврору», так как производство таких якорей только налаживалось.
Якорь Холла в ряде флотов считался стандартным, на него существовал советский ГОСТ 761-74, вес и размеры варьировались от 100 кг до нескольких тонн. На грузовых судах он был наиболее распространенным якорем, пока не появились якоря повышенной держащей силы, более совершенной конструкции.
Принцип действия простой - отданный якорь падает на грунт плашмя, и когда он волочится по грунту, обе лапы начинают зарываться в грунт, поворачиваясь при этом на угол 40—45°.Чтобы якорь надёжно сработал, его необходимо отдавать с ходу.
Имя человека, изобретение которого стало своего рода международным стандартом, вскоре оказалось забытым на его родине. Не все современные моряки торгового флота Англии знают, что якорь Холла — изобретение их соотечественника. Возможно, это объясняется тем, что в Англии якорь Холла после 1900 года никогда широко не применялся, так как британские корабелы и моряки предпочитали другие системы литых якорей.
Пожалуй, что только в нашей стране якорь этой конструкции сохранил фамилию своего создателя. Вряд ли среди советских кораблестроителей и моряков найдется такой, который бы не знал, что этот втяжной якорь называется якорем Холла. Правда, не каждому, может быть, известно, что до революции его называли якорем Галля. Транскрипция, данная в России английской фамилии Hall, оказалась ошибочной. Позже моряки, знающие иностранные языки лучше, исправили эту ошибку: якорь Галля стал якорем Холла.
Какому судну принадлежал найденный якорь нам еще предстоит выяснить.
Источники: "Книга о якорях" Скрягин Лев Николаевич
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Оставить сообщение: