Традиционно февраль-март в наших краях начало «посевной». Огородники начинают сеять на рассаду перец, баклажаны, лук-порей, сельдерей и томаты.
А как обстояло дело с огородничеством в Восточной Сибири 100 лет назад?
В качестве постоянного набора огородных культур в домовых хозяйствах выращивали капусту, картошку, свеклу, морковь, лук, огурцы и кое-что еще в зависимости от сложившихся традиций и регионально-климатических особенностей местности. Высаживались также культуры, которые служили в качестве дополнений и приправ к пище – чеснок, тмин, хрен и др.
Еще в 1889 году газета «Восточное обозрение» сетовала, что огородничество в Восточной Сибири «стоит на низшей ступени своего развития», сорта овощей плохого качества, семена не обновляются; у сибирских огородников нет «примеров рационального и производительного огородничества и плодоводства».
Всё это объяснялось отсутствием достаточного количества образованных специалистов- агрономов, сложностью применения новых сельскохозяйственных приемов в зонах рискованного земледелия, низким уровней грамотности крестьянского населения.
Немаловажным фактором являлось и то, что начиная с XVII века переселенцы из центральных областей России, а позднее украинские и белорусские переселенцы, привезли с собой не только семена огородных культур, но и традиционные представления о правилах, запретах, числовых ориентирах, связанных с подготовкой семян, их посадкой, «окапыванием» растений и прочими видами сельскохозяйственных работ.
То, что замечательно работало в южных и центральных областях России, совершенно не работало в Сибири с её суровыми продолжительными зимами, коротким жарким летом, внезапными весенними заморозками, поздними сроками цветения и прочими факторами, осложняющими выращивание овощей в открытом грунте.
Самобытность сибирского огородничества проявлялась ещё и в том, что ориентация посадок во времени была связана не с особенностями природно-климатических условий конкретного региона, но с определенными сакральными днями недели, года.
Сроки посадки огородных культур традиционно включали массу запретов на высаживание в зависимости от дней недели.
Исключались воскресные дни, работать в которые в соответствии с христианской религией было «грешно», и особо «тяжелые» дни – понедельники. Удачными для высаживания семян считались «женские дни» – среда и пятница.
С началом Первой мировой войны стремительное снижение уровня жизни вновь сделало актуальной тему популяризации огородов.
В многочисленных сельскохозяйственных журналах (Иркутский Хозяин, Забайкальский Хозяин), издаваемых не только по правительственной или ведомственной инициативе, но и по инициативе и силами различных общественных ассоциаций, давались практические советы по рациональному ведению хозяйства, публиковались возможные варианты выписки семян, советы по выращиванию овощей. Важное значение журналов было в том, что в публикациях учитывались климатические, географические, демографические и иные местные особенности.
Насколько было развито огородничество в Мысовой до революции, история умалчивает. Наверняка, небольшой огород при домовом хозяйстве вполне мог быть, но скорее всего, не у всех.
Все же, главными способами добыть себе пропитание для местных жителей были рыбная ловля, разведение домашнего скота и кур, охота, сбор орехов, черемши, ягод и грибов. Ягоды в окрестностях Мысовой было очень много, и этот промысел считался выгодным.
По воспоминаниям Якова Борисовича Нодельмана до революции в Мысовой жили китайцы, работавшие на железной дороге. Они выращивали овощи на продажу.
Источники: Е.Ф. Фурсова, г. Новосибирск "Культура огородничества сквозь призму мировоззрения сибирских жителей ХХ в."
Севостьянова Е. В. "Сельскохозяйственные Общества Восточной Сибири в конце XIX - начале XX в.: основные формы внешкольного
просвещения и каналы популяризации сельскохозяйственных знаний"
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Оставить сообщение: