Газета "Власть труда" - орган Иркутского Окружкома ВКП(б), Окрисполкома и Окрпрофбюро, от 23 марта 1926 г., №65
ПУТЬ В МОНГОЛИЮ
(О ПРОЕКТЕ ПОСТРОЙКИ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ МЫСОВСК-КЯХТА)
Вывоз советских товаров на Восток и, в частности, оживление торговых отношей с Монголией, заставляют поднять старый вопрос о постройке железной дороги, которая связывала бы Монголию и СССР.
НЕМНОГО ИСТОРИИ
Постройка эта предполагалась уже давно. Уже в начале 1909 года Иркутский губернатор предложил городским самоуправлениям привлечь богатые круги населения к разработке этого вопроса. Круги эти не отозвались, но осенью того же года группа инженеров решила начать изыскания по прокладке дороги. Купечество Кяхты, заинтересованное в таком изыскании, приняло на себя половину расходов, внесло залог правительству и изыскания начались.
Изыскания дали блестящие результаты. Выяснилось, что дорога может быть построена при сравнительно небольших ресурсах с большой пропускной способностью.
Пошли совещания, обсуждения и утверждения вопроса правительственными учреждениями. Министерство путей сообщения командировало своих инженеров для дальнейших изысканий и исследований.
КЯХТА - ВЕРХНЕУДИНСК, КЯХТА-МЫСОВСК
Существовало два варианта постройки: вывести дорогу на Кяхту предполагалось или из Верхнеудинска или из Мысовска. Верхнеудинский вариант имел преимущества с точки зрения местной: этот район более населен, обладает большим количеством пахотной земли и скота. Но со стороны экономической целесообразности Мысовск значительно более подходящ. Грузооборот по Верхнеудинскому варианту был бы крайне низок и дорога приносила бы убыток; путь от Кяхты до Верхнеудинска длиннее пути на Мысовск, что увеличивает стоимость провоза, т.е. поднимает стоимость вывозимых заграницу русских товаров.
Большинство учреждений, рассматривающих вопрос, и высказалось поэтому за Мысовск. Совет Министров же утвердил направление на Верхнеудинск.
ЗНАЧЕНИЕ ДОРОГИ
Мы, мысовчане, напоминаем сейчас о проекте установления железнодорожной связи с Монголией, в связи с развивающимися между нею и СССР связями, в связи с индустриализацией Сибири и Прибайкалья. Не говоря уже о том, что обладающий большими богатствами и предпосылками к развитию район предполагавшейся построки дороги ( железо, медь, уголь, мрамор, серебро, леса,. минеральные воды, жерновой камень; даровая водяная сила - речки Мантуриха, Мысовка, берега Байкала) превратился бы с прокладкой дороги в цветущий промышленный район, нужно подчеркнуть великое значение такой линии в международно-хозяйственном отношении.
По ней двинутся вглубь Монголии русская мануфактура, выделанная кожа, кровельное железо, спички, крупчатка, табак и всё то, в чем нуждается молодая Монгольская республика. По этой дороге пойдут к нам кожа, мясо, и т.п. Мы завоюем монгольское сырьё и обеспечим им кожевенную и текстильную промышленность индустриализирующейся Сибири.
Но дорога приобретёт значение и международное. Если она осуществится на Кяхту, то она соединит затем, конечно, Кяхту-Ургу-Калган. Двинутся грузы в Китай и из Китая, пойдет международная почта.
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Оставить сообщение: